Производить качественную продукцию, укрепляя здоровье людей и обеспечивая продовольственную безопасность страны.
8(38569) 24-6-07
658798, Алтайский край, Хабарский район, п.Целинный, ул. Ленина,1

06.08.2017

ИННОВАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Инновации в агропромышленном комплексе России

Глобализация в современной экономике представ¬ляет собой сложный многофакторный процесс. Глобализационные процессы затрагивают все сектора экономики, в том числе агропромышленный комплекс (АПК), и являются основным фактором в формирова¬нии эффективной инновационной структуры отраслей, обеспечивают реализацию инновационного потенциа¬ла территории и способствуют активизации инноваци¬онной деятельности.

Современная инновационная структура экономики является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, а для аграрного сектора это означает максимальное использование природного и биологического потенциала сельскохозяйственных животных и растений; специализацию организаций сельскохозяйственной сферы; обновление технической инфраструктуры; внедрение новых технологий на всех уровнях хозяйствования и управления. В XX в. в нашей стране и в других странах на постсоветском простран¬стве не было завершено совершенствование сельского хозяйства, в то время как в наиболее продвинутых стра¬нах современные научно-технические, технологи¬ческие и социально-экономические преобразования в основном прошли до начала вступления в новый этап развития. Это приводит к тому, что глобализационные вызовы и современные угрозы наслаиваются на старые нерешенные проблемы, на общую отсталость сель¬скохозяйственной производственной базы, на несовершенство социальной инфраструктуры и социаль¬но-экономических отношений села.

Одним из приоритетов в инновационной сфере АПК являются инновации, способствующие заполне­нию внутреннего рынка дешевыми качественными продуктами питания отечественного производства. Однако мировая практика показывает, что на совре­менном этапе развития ведущими игроками на продо­вольственных рынках становятся транснациональные корпорации (ТНК). Противоречия интересов компаний и экономик регионов стран могут быть решены только с помощью государства. Например, не совпадают инте­ресы в области охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, качественных свойств пищевых про­дуктов, а также исторических особенностей кухни и организации быта и труда местного населения. Опыт проникновения капиталов ТНК в АПК многих афри­канских и восточно-азиатских стран показал, что в на­стоящее время без их инвестиций и технологий эти страны не располагали бы другими возможностями со­временного развития своего агропродовольственного хозяйства. Однако бесконтрольное со стороны госу­дарств допущение капиталов ТНК в агропромышлен­ный сектор своих стран нередко оборачивается огром­ными потерями эколого-биологического потенциала, изменениями климата и утратой национальных куль­турно-исторических особенностей [1]. С другой сторо­ны, проникновение капиталов ТНК в агропромышлен­ный сектор развивающихся стран может многократно увеличить и обновить технологический потенциал, изменить организацию работы местных компаний и фермеров, что крайне необходимо для создания усло­вий их устойчивого развития в современном мире [1]. В создании инновационной структуры отраслей ре­шающая роль должна принадлежать государству. Но при этом государственное регулирование этого про­цесса способно уравновесить интересы участников сотрудничества, стимулируя или запрещая те или иные его формы и направления. Государства тех стран, где нашли оптимальные способы такого регулирования, дают возможность местным предпринимателям полу­чать дополнительные доходы, укреплять научно-технологическую базу АПК, вместе с тем не нарушая биобалансы и равновесие между новациями и традициями [1]. Ярким примером является модель трансформации АПК в Китае. Приступив к реформированию экономи­ки в 1979 г., к концу 2008 г. в КНР ВВП вырос в 15 раз, а среднедушевые доходы населения — в 7,5 раза. Эта страна заняла первое место по производству зерновых (около 500 млн т производит сейчас ежегодно). Эконо­мические преобразования в этой стране начались с пре­образований в сельском хозяйстве. От народных ком­мун произошел переход к семейному подряду. Затем с постепенным переходом к рыночным механизмам в городах наметилось проникновение коммерческих элементов в деревню. При этом с середины 90-х годов XX в. все большее внимание уделялось сбалансирован­ному развитию рыночной, в том числе и в ее аграрном секторе.

Взаимодействие государства и частного бизнеса яв­ляется одним из важнейших условий повышения инно­вационной активности любого сектора экономической и социальной инфраструктуры. Трудности в использо­вании инновационных возможностей модернизации и интеграции производства агропромышленного сектора в условиях глобализации в нашей стране прежде всего связаны с тем, что пока не удалось четко сформулиро­вать и последовательно реализовать аграрную социаль­но-экономическую сбалансированную политику.

Говоря о государственной стратегии и политике в области реформирования и модернизации агропро­мышленного сектора, отметим принятие в 2006 г. на­ционального проекта «Развитие АПК». За прошедший период получены определенные результаты по итогам реализации этого проекта. Часть целей проекта не были достигнуты или достигнуты с низкой эффективностью. Чтобы перейти от точечной модернизации сельского хозяйства к массовой, ведущие ученые предлагают раз­ные механизмы инвестирования и организации инно­вационного обеспечения, новые структуры финансиро­вания, чтобы проводить масштабную модернизацию. Например, такими институтами могут стать региональ­ные инвестиционно-инновационные центры, создаваемые на базе действующих технопарков, научных орга­низаций, передовых хозяйств. Задача данного центра состоит не только в продвижении отдельных техно­логий. Состояние большинства сельскохозяйственных предприятий таково, что их надо восстанавливать за­ново. В них деградирована материально-техническая база, отсутствуют квалифицированные кадры, поэтому частные улучшения мало что дают. Инвестиционно- инновационные центры должны располагать такими производственными мощностями, кадрами и финансо­выми ресурсами, чтобы с их помощью можно было мо­дернизировать предприятия «под ключ» [2].

В настоящее время инновации служат основой раз­вития экономики и общества, а необходимость иннова­ционного развития определяет и стимулирует важней­шие направления развития научной деятельности. На современном этапе не достигнуты результаты инно­вационного развития в АПК: освоение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение на этой основе рынков сбыта отечествен­ных товаров, обеспечение увеличения валового вну­треннего продукта, развитие научно-технического по­тенциала, формирование современных технологи­ческих укладов в отраслях экономики, вытеснение устаревших укладов и повышение конкурентоспособ­ности экономики, что связано с негативными измене­ниями, а именно со снижением кадрового потенциала, утечкой специалистов за рубеж, сокращением научных исследований. Кроме того, отсутствует спрос на реали­зацию научного потенциала и различных технологий. На низком уровне остается инновационная и инвес­тиционная активность в технологически передовых отраслях, что приводит к отсталости России. По данным независимых экспертов, за последние 5 лет произошёл незначительный экономический рост за счёт наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других видов изделий в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов [3]. Например, присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весь­ма незначительно: ее доля составляет, по разным оцен­кам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только раз­витых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, пред­метами которых являются патенты, патентные лицен­зии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспор­та и 10% импорта технологий. По данным Росстата, инновационной деятельностью занимаются чуть более 10 % обследованных организаций добывающих, обра­батывающих производств, предприятий по производ­ству и распределению электроэнергии, газа и воды [3].

В современных условиях развития мировой эко­номики и России существует прямая необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения капитала и пере­довых технологий для модернизации экономики, в частности аграрного сектора. Основными инструмен­тами технологического регулирования являются раз­работка и реализация долгосрочных государственных программ; поддержка модернизации производства по приоритетным для страны (региона) направлениям; ужесточение технологических регламентов и требова­ний по рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению производственной, санитарно- гигиенической и экологической безопасности. Важным элементом стимулирования процессов модернизации может быть создание специальных государственных фондов по кредитованию этих процессов в агропро­мышленном секторе экономики. Формирование пол­ноценного законодательства в инновационной сфере, создание эффективной системы стимулирования инно­вационного воспроизводства являются приоритетными задачами государственной политики по укреплению и актуализации инновационных возможностей развития российских сельскохозяйственных регионов.

Россия обладает одним из крупнейших в мире сель­скохозяйственным потенциалом. Имея лишь 2,2 % чис­ленности мирового населения, она располагает 8,9 % мировой пашни, 2,6 % пастбищ, 20 % мировых запасов пресной воды и 8,3 % производства минеральных удоб­рений [4]. Несмотря на это, перспективы функциони­рования отечественного АПК весьма неоднозначны. Во многом они будут зависеть от государственной по­литики в области инновации в АПК и, естественно, от степени интеграции АПК в мировой рынок. Так, в раз­работанной Минэкономразвития РФ концепции дол­госрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. предусматривается сценарий инновационного развития, который будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значи­тельным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повы­сится с 10,5 % в 2006 г. до 18,1 % в 2020 г. (в ценах 2006 г.) при снижении доли нефтегазового сектора с 19,7 до 12 % [4]. Такой структурный маневр будет обес­печиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) — до 2,8 % ВВП в 2015 г. и 4 % ВВП в 2020 г.; на образование — до 4,8 и 5,2 % ВВП соответственно [4]. При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы.

Таким образом, исследование возможностей ис­пользования государственно-частного партнерства для формирования национальной инновационной системы в агропромышленном секторе является актуальным в связи с тем, что обеспечение инновационного развития Российской Федерации является важнейшим направ­лением повышения конкурентоспособности страны. Необходимость трансформации инновационно-ин­вестиционной стратегии как в рамках страны, так и на уровне региона требует оптимизации механизмов государственного регулирования и создания более совершенных механизмов управления инновационной сферой.

Литература:

  1. 1.  Орловская С. К. / Рыноч. интегр. в агропродовольств. секто­ре: тенденции, пробл., гос. регулир. 2010. С. 357.
  2. 2.  Беспахотный Г. В. / Аграр. веста. Урала. 2010. № 4. С. 4 - 6.
  3. 3.  Медведева Т. Н., Романова Т. С. / Аграр. вестн. Урала. 2010. № 7. С. 15 - 17.
  4. Ушачёв И. Г./ Аграр. вестн. Урала. 2008. № 1. С. 7 - 10.

  • 30.01.2018
    Село родное№4

    В отличие от предыдущих лет, 2018 год не сразу был
    определён по своему социальному значению. Во властных структурах долго не решались, какой сфере гражданского общества отдать приоритет. В итоге Указом
    Президента РФ, подготовленным Минэкономразвития,

    2018 год был объявлен Годом гражданской активности и добровольчества (волонтерства).
     

  • 30.01.2018
    ЛЕТОПИСЬ ХАБАРСКОГОРАЙОНА

    У русского народа, в его языке много мудрых поучительных изречений. Одно из них звучит так: "Без знаний прошлого
    не может быть доброго настоящего и будущего».

  • 10.01.2018
    Автомобиль от губернатора – за успехи в труде

    Старший оператор мельницы № 1 АО «Коротоякский элеватор» Василий Васильевич Голубь, ставший победителем краевого трудового соревнования в АПК, награждён дипломом губернатора Алтайского края и премией в виде автомобиля LADA Granta.

  • 09.01.2018
    Требуется ветеринарный врач

    Предоставление жилья при переезде из другого региона

Цена 13500руб.
12500руб. За тонну

Мука пшеничная хлебопекарная высший сорт 50кг

Мука пшеничная хлебопекарная высший, состоит из тонкоизмельченных частиц внутреннего слоя, пшеницы(средний размер частиц 30–40 мкм),

Мука пшеничная хлебопекарная, высший сорт.
Цена 13500руб.
12500руб. За тонну

Мука пшеничная хлебопекарная высший сорт 50кг

Мука пшеничная хлебопекарная высший, состоит из тонкоизмельченных частиц внутреннего слоя, пшеницы(средний размер частиц 30–40 мкм),

Мука пшеничная хлебопекарная, высший сорт.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий